#ИнформкурьерЕдинстворазных#библиоМинводы#библиотека#МарьиныКолодцы#

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ 12+
    Повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» Главные герои повести, братья-близнецы Кузьменыши, радовались: детский дом из Подмосковья уезжает на Кавказ. Там тепло. Прокормиться можно. Шел 1944 год. Именно тогда незаконно выселяли чеченцев и ингушей. Один из братьев, Сашка, погиб. Кольку спас чеченский мальчик Амазур. В статье Галины Ребель о повести дается подробное описание образов братьев Кузьменышей, чей статус - детдомовцы, колонисты, беспризорные. Критик размышляет о межнациональных вопросах, поставленных в повести, о тайне насильственного переселения чеченцев. Одна из центральных идей повести – братство как внесемейная, внеродовая, наднациональная ценность. Здесь же приведены вопросы для обсуждения повести и дана разработка урока - конференции по повести. Серия книг «Антология выстаивания и преображения» (Век двадцатый) призвана помочь юношеству обрести нравственную опору в трагическом опыте отцов, стать своего рода прививкой против всевозможных духовных эпидемий и массовых психозов. Слово «геноцид» появилось в ХХ веке - от греческого Genos – род, племя и латинского caedo – убиваю. Почему существовала и существует в наше время практика уничтожения людей только за то, что они другие? На эти вопросы отвечают книги серии. Коэн А. «О люди, братья мои!» Автор рассказывает о том, какую боль и унижение он пережил в десятилетнем возрасте, живя во Франции, когда торговец пятновыводителями сказал ему: «Ведь ты грязный жиденыш, да?.. По твоей образине видно, что золото ты любишь больше, чем конфеты, да?.. И ты ешь французский хлеб, да?» На стене было написано мелом «Смерть евреям». Он не пострадал физически, он просто получил урок позора, урок того, как постыдно и непростительно родиться евреем. Но без того торговца и его собратьев по злобе в Германии не было бы газовых камер, не было бы гор мертвецов. Автор обращается к антисемитам: «…бедные братья по смерти, скажите же, братья мои антисемиты, вы на самом деле счастливы своей ненавистью и горды своей злобой? Неужели такая цель ведет вас в этой горестной, быстротечной жизни?». Эту повесть-памфлет можно обсудить с ребятами, опираясь на текст, предварив обсуждение рассказом о возникновении фашизма в Германии, о Холокосте. Вайль И. «Псалом памяти 77297 жертв» Здесь, как и в предыдущей книге, речь идет о геноциде евреев в годы Второй мировой войны. Число 77297 – это количество уничтоженных фашистами евреев в Чехии и Моравии. Книга не обычна по композиции. Это миниатюры, рисующие реальные картинки из жизни узников гетто и концлагерей, каждая из которых заканчивается выдержкой из Псалтири. Камю А. «Письма немецкому другу» Стремление разобраться в опыте войны видно в публицистических статьях, объединенных под названием «Письма к немецкому другу» (вымышленный друг выведен философом отчаяния, неверящим в гуманистические ценности). В «Письмах» Камю наметил альтернативу философии и практики «отчаяния». Главный акцент сделан на связи человека с жизнью. Они были написаны и изданы в подполье с целью прояснить смысл борьбы, и сделать эту борьбу более эффективной. Когда автор этих строк пишет «вы», он имеет в виду не «вы, немцы», а «вы, нацисты». Когда он говорит «мы», это не всегда означает «мы, французы», но «мы, свободные европейцы». Он противопоставляет две позиции, а не две нации, даже если в какой-то исторический момент эти две нации олицетворяли собою враждебные позиции. Автор неоднократно повторяет: «Я слишком люблю мою страну, чтобы быть националистом». Повесть Василя Быкова «Альпийская баллада» В повести напряженный сюжет, контраст между светлым чувством любви, зарождающимся в душах молодых людей, и той трагической обстановкой, которая окружает их. В центре повествования – рядовой Иван Терешка, двадцатилетний парень, закаленный физическим трудом, крепкий и выносливый. Он оказался в плену у немцев и понял там, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Трижды герой пытался бежать, но неудачно. В повести описана четвертая попытка. Из лагеря бежала также итальянская девушка Джулия. Молодые люди полюбили друг друга. В конце повести Иван предпринял попытку спасти Джулию, толкнул ее с обрыва. Девушка выжила. Спустя много лет Джулия Новелли написала письмо в белорусскую деревню, в котором выразила свое восхищение мужеством, смелостью и стойкостью Ивана. Вопросы для обсуждения: Для чего писатель ввел в повествование образ Джулии, каково его значение? Как вы расцениваете гибель Ивана Терешки – как поражение или победу? Учит ли эта повесть толерантности? Как? Роман Бориса Васильева «В списках не значился» В ночь на 22 июня 1941 года приехал в Брест юный лейтенант Плужников. Он даже не успел оформить свое прибытие, а потому не значился ни в каких списках. Но с первых минут он встал рядом с теми, кто принял на себя удары врага, а позднее в казематах Брестской крепости сражался в одиночку. Лейтенант Плужников прошел через страх и отчаяние, уныние и потерю близких, ставших почти родными: Денищика, Степана Матвеевича, Мирры, Семишного. В борьбе Николай мужает, набирается опыта. Он ведет свою войну в крепости, не давая немцам успокоиться, забыть, что они на чужой земле. Как и в «Альпийской балладе» Быкова, автор показывает любовь молодых людей во время войны. Плужников полюбил хромую девушку, еврейку Мирру. Любовь оказалась взаимной. Она придавала ему силы. Лейтенант Плужников стал последним защитником так и не сданной крепости. https://bibliotekamezgore.ru/news/knigi-kotorye-uchat-nas-tolerantnosti

    Комментарии

    Популярные сообщения из этого блога